воскресенье, 13 марта 2011 г.

Политическая праксеология как теория политического действия

Определение политического действия.

Политическое действие представляет собой сознательное и добровольное вмешательство отдельного человека и/или группы в отношения власти и подчинения данной системы. Действие ориентирует политическую систему на достижение определенных целей, выражающих действительные интересы различных групп. Политика представляет собой прежде всего действие, хотя значительную роль в ее ориентации в том или ином направлении играют идеи.

Политическое действие как традиция и новация.

Традиция - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

Новация - что-либо новое и только вошедшее в обиход. 

Здесь рассматриваются как две противоположности и проблема состоит в том насколько допустимо увлечение тем или иным. Стоит ли вообще не обращать внимания на традиции и делать всё только по последнему слову... прогресса? Или всё же чтить память предков избегая всяких новаций, ну или настороженно к ним относясь.

Политическая традиция как экстраполяция и интерпретация.

Экстраполяция - распространение тенденций, установленных в прошлом, на будущий период.
Об интерпретации говорилось в соседней теме, это такая хитрая штука которая из традиции может сделать новацию оставив при этом её традицией, разъяснив всему и всем, что же на самом деле имелось ввиду в той или иной традиции - гениальная вещь. ))

Политическое действие как самоорганизующаяся система (Т. Парсонс). 

И да не смутит вас политическое действие, оно принципиально не отличается от социального, о котором Парсонс пишет.

Деятельность — процесс, выражающийся в целесообразном изменении и преобразовании человеком мира и сознания, включающий цель, средства и результат.

Поведение — система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определённой функции и требующих его взаимодействия со средой. В поведении проявляются личность человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, вкусы; обнаруживаются его отношения к предметам.

Любая система стремится к равновесию, поскольку ей присуще согласие элементов; она всегда воздействует на отклонения так, чтобы скорректировать их и вернуться в равновесное состояние; система преодолевает любые дисфункции, а каждый элемент вкладывает нечто в поддержание её устойчивости.

У Парсонса элементом, упорядочивающим взаимодействующие части, стала структура (неподвижное единство находящихся в постоянном движении социальных действий). Структура понимается как система социальных норм и статусов (или нормативный порядок).

Нормативный порядок включает: социальный порядок и социальные нормы (неизменные правила, которыми руководствуются большие массы людей в силу приданного нормам легитимного статуса).

Социальный порядок возникает под воздействием 2-х процессов:
  • Тенденции социальной системы к самосохранению.
  • Тенденции к сохранению определённых границ и постоянства по отношению к среде (гомеостатическое равновесие).

Типовые переменные — понятие, объединяющее социальное действие и социальную систему; фундаментальные дилеммы, с которыми сталкивается актор социального действия.
  1. Партикуляризм (или универсализм) — акторы должны решить, оценивать ли человека с помощью общих критериев (универсализм) или использовать уникальные критерии, применимые лишь в отношении конкретного человека (партикуляризм).
  2. Поступки человека — необходимо решить, оценивать ли людей по их поступкам или опираясь на их личные качества.
  3. Аффективная нейтральность или аффективность — акторы могут находиться в определённых отношениях либо по причинам инструментальным, не затрагивающим их чувств (аффективная нейтральность), либо по эмоциональным причинам (аффективность).
  4. «Диффузность» или специализация — индивидам в любой ситуации приходится выбирать между вовлечённостью наряду с другими индивидами в широкий спектр социальной деятельности («диффузность») и сосредоточенностью на достижении лишь специфических, структурированных целей (специализация).
  5. Ориентация на себя или ориентация на группу — эгоистические и альтруитические действия.
  6. Аскриптивное или достигнутое.

Комментариев нет:

Отправить комментарий