четверг, 3 марта 2011 г.

Работа Э. Тоффлера "Третья волна"

Элвин Тоффлер родился в Нью-Йорке, в 1928 году. Американский писатель, журналист, футуролог. Работа "Третья волна" вышла в 1980 году.  

Тоффлер отказывается именовать свой прогноз утопией. Дело в том, что утопия - это безоблачное будущее. Хотя американский футуролог изо всех сил пытается декларировать философию оптимизма, он предупреждает: новая цивилизация столкнется с серьезными проблемами. Все проблемы и не перечислишь. Проблемы личности и общества. Политические проблемы. Проблемы справедливости, равенства и морали. Проблемы новой экономики, в первую очередь проблемы занятости, благосостояния и самообеспечения. Тоффлер предвидит, что рождение новой цивилизации вызовет бурю страстей.

Вместе с тем американский социолог не считает свой прогноз и антиутопией. Так называется в художественной литературе и общественной мысли течение, которое переносит в будущее пессимистические представления о социальном прогрессе. Антиутопия решительно отвергает любые попытки искусственно сконструировать справедливый общественный строй. Таковы сатирические произведения Дж. Свифта, Вольтера, M. E. Щедрина, Г. К. Честертона. В XX в. антиутопия возрождается: Е. Замятин "Мы", О. Хаксли "Этот прекрасный новый мир", "Обезьяна и сущность", Дж. Оруэлл "Ферма животных", "1984", А. Кестлер "Мрак в полдень", Л. Мамфорд "Миф о машине" и т. д. Во всех этих произведениях будущее трактуется как время тотального насилия над природой и личностью человека. Несмотря на то что Третья волна бросает вызов человечеству и таит в себе опасности - от экологической катастрофы до угрозы ядерного терроризма и электронного фашизма, - она не является кошмарным продолжением индустриализма.  

Свой жанр Тоффлер именует "практопией". Чем же утопия отличается от практопии? В последней нет безмерной идеализации. Это описание более практичного и более благоприятного для человека мира, нежели тот, в котором мы живем. Но в этом мире, в отличие от утопии, есть место злу - болезням, грязной политике, несправедливости. 

По мнению Э. Тоффлера, развитие науки и техники осуществляется рывками, по его терминологии, - волнами. Сначала, по определению Тоффлера, была Первая волна, которую он называет "сельскохозяйственной цивилизацией". От Китая и Индии до Бенина и Мексики, от Греции до Рима возникали и приходили в упадок цивилизации, у которых, несмотря на внешние различия, были фундаментальные общие черты. Везде земля была основой экономики, жизни, культуры, семейной организации и политики. Везде господствовало простое разделение труда и существовало несколько четко определенных каст и классов: знать, духовенство, воины, рабы или крепостные. Везде власть была жестко авторитарной. Везде социальное происхождение человека определяло его место в жизни. Везде экономика была децентрализованной, каждая община производила большую часть необходимого. 

Лет 300 назад, плюс-минус полстолетия, послышался взрыв ударных волн огромной силы, которые распространялись по всей земле, уничтожали старые общества и создавали совершенно новую цивилизацию. Этот взрыв был, разумеется, индустриальной революцией. И гигантская сила прилива, обрушившаяся на мир, - Вторая волна - пришла в столкновение со всеми установлениями прошлого и изменила жизненный строй миллионов людей. Индустриализм - нечто большее, чем дымящие трубы и поточные линии. Это богатая многосторонняя социальная система, касавшаяся любого аспекта человеческой жизни и нападавшая на любое проявление прошлого, связанного с Первой волной. Она снабдила ферму трактором, офис - пишущей машинкой, кухню - холодильником. Она создала ежедневные газеты и кинотеатры, метро и DC-3. Она подарила нам кубизм и двенадцатитоновую музыку. Она принесла с собой типовые здания и металлический стул с кожаным сиденьем, сидячие забастовки, витаминные таблетки и увеличила продолжительность нашей жизни. Она сделала универсальными наручные часы и избирательные урны. Еще более важно то, что она связала все это вместе, "собрала" отдельные компоненты, как собирают машину для того, чтобы создать самую могучую, сплоченную и экспансионистскую социальную систему, равной которой мир еще не знал: цивилизацию Второй волны.
Третья Волна 
согласно Тоффлеру ещё не сформировалась окончательно, хотя он и предполагает, что отсчитывать в будущем её начнут с 60-70-х годов ХХ века. Такой точкой может послужить, как энергетический кризис 1973-го года, так и события незадолго до его начала.

Характеристики:
1)  Изменения в интеллектуальной среде
Развитие ЭВМ. По  сравнению   с   развивающейся инфосферой Третьей волны, инфосфера эпохи Второй волны,  где  ведущее  место принадлежало  средствам  массовой  информации, почте  и  телефону,  кажется безнадежно устаревшей.
Качественное улучшение головного мозга с помощью ЭВМ и т. д.

2) Демассификация средств информации.
СМИ ввиду резкого увеличения их количества становятся всё менее массовыми (сокращение аудитории). Газет, радиопередач, каналов на телевидении становится всё больше и они становятся всё более узкоспециализированными. Читатель, слушатель, зритель сам выбирает, что ему читать, слушать, смотреть.

3) Производство и потребление.
Экономика состоит из двух секторов. В Сектор А  входит  вся  неоплачиваемая  работа,  которую  человек делает непосредственно для себя, своей семьи  или  своей  общины.  Сектор  Б включает все производство товаров и услуг для продажи через сеть обмена, или рынок.
Вследствие технологического развития происходит существенный сдвиг большой части товаров и услуг из сектора Б в сектор А.
Все это возвращает нас к миллионам людей, которые начинают оказывать себе услуги, ранее предоставлявшиеся докторами, на самом деле эти люди перемещают часть производства из Сектора Б в Сектор А, из  видимой  экономики,  которую отслеживают экономисты, в призрачную экономику, о которой те забыли. Они производят для себя. И не они одни.
Рыночная этика не классифицировала людей по тому, чем они владеют,  этика производства-потребления высоко оценивает то, что люди делают.  Иметь  много денег все еще престижно. Но и другие характеристики берутся в расчет.  Среди них такие, как уверенность  в  своих силах,  способность  адаптироваться  и выжить в трудных условиях, умение делать  вещи своими  руками  -  построить забор, приготовить хороший обед, сшить платье или отреставрировать старинный комод. Более  того,  если  производственная  или   рыночная  этика   восхваляет устремленность к одной цели,  этика  производителя-потребителя  призывает  к широте интересов. Разносторонность заносится в графу доходов.
4)  Конфигуративное "Я"
Связь между средствами коммуникации и характером сложна,  но  неразрывна. Мы не можем изменись все наши средства коммуникации и ожидать, что как народ останемся неизменными. Революция в средствах массовой информации приведет  к революции в психике.
Революция средств коммуникации дает каждому из нас  более  сложный  образ себя. Она делает нас еще более непохожими друг на друга. Она  ускоряет сам  процесс  нашего  "примеривания"  различных  образов  и  ускоряет   наше продвижение к  новым  образам.  Она  позволяет  нам  с  помощью  электроники демонстрировать свой образ миру. И никто до конца не понимает, что  все  это сделает с нашей личностью, ибо ни в одной из предыдущих цивилизаций у нас не было таких мощных средств. Наше овладение технологией сознания возрастает.
Прежде всего, как представляется, они (люди третьей волны) будут  стремиться  к  равновесию  в жизни - равновесию между  работой  и  развлечением,  между  производством  и производством-потреблением, между  умственным  и  физическим  трудом,  между абстрактным и конкретным, между  объективностью  и  субъективностью.  И  они будут рассматривать и  изображать  себя  с  помощью  гораздо  более  сложных понятий, чем люди прошлого.
5) Демократия XXI века.
Первый еретический принцип правительства Третьей волны -  принцип  власти меньшинств. Он   предполагает,   что   правление   большинства,   ключевой легитимизирующий принцип эры Второй волны, все больше устаревает.  В расчет принимается  не  большинство,  а меньшинства.  И  наши  политические системы должны все больше отражать этот факт.
Чтобы вновь создать  демократию  в  условиях  Третьей  волны,  нам  нужно выбросить  за  борт  пугающее,  но  ложное  допущение,   что   все   большее разнообразие автоматически порождает все большее  напряжение  и  конфликт  в и стабильной цивилизации.обществе.  В  действительности  верным  может  быть  прямо  противоположное. Конфликт в обществе  не  только  необходим,  он,  в  определенных  границах, желателен. Если сотня людей отчаянно хочет медное кольцо, их можно заставить драться за него, если каждый из ста имеет свою  цель,  то  гораздо  выгоднее торговать, сотрудничать  и  создавать  символические  отношения. При соответствующих социальных устройствах разнообразие может вести к безопасной
Вторым строительным блоком политических  систем  завтрашнего  дня  долженбыть принцип "полупрямой демократии"  -  переход  от  нашей  зависимости  от представителей к тому, чтобы  представлять  себя  самим.  Сочетание  того  и другого - это полупрямая демократия.
Реализация второго блока связывается с развитием информационных технологий, позволяющих напрямую влиять на Правительство. В качестве примера Тоффлер приводит Швецию, где в результате эксперимента 60-70 тысяч человек смогли дать свои рекомендации Правительству.

Третье
Многие проблемы, с которыми сражаются национальные правительства, как  мы видели раньше, просто  находятся  за  пределами  их  понимания.  Поэтому  мы отчаянно  нуждаемся   в   одаренных   воображением   новых   институтах   на транснациональном  уровне,  которым  можно  передать  многие  решения.   Мы, например, не можем рассчитывать справиться с далеко  простирающейся  властью транснациональной корпорации - которая сама  по  себе  является  конкурентом нации-государства - через только национальное  законодательство.  Нам  нужно создать новые  транснациональные  устройства  и,  если  потребуется,  уставы корпоративного поведения на глобальном уровне.
Цитаты из работы Э. Тоффлера "Третья волна".

Комментариев нет:

Отправить комментарий