пятница, 4 марта 2011 г.

Сэмюэль Хантингтон "Столкновение цивилизаций"

Американский социолог и политолог Сэмюэль Хантингтон родился в Нью-Йорке в 1927 году и умер в конце 2008. Между этими двумя датами он сделал массу полезных и не очень вещей, но по какому-то чудному недоразумению речь здесь пойдет только об одной, ну или двух.

А именно в 1993 году он написал статью "Столкновение Цивилизаций?" и нет чтобы на этом успокоится в 1996 он ещё и книгу написал с почти аналогичным названием. И хотя не стоит судить о нём единственно по этим работам, так как на самом деле не всё так плохо и печально, мы остановимся именно на них.

Итак, как уже было сказано статья выходит в 1993, а книга в 1996. В них автор рисует модель сложившегося после Холодной войны мира и даёт рекомендации по плану дальнейших действий. Он был не одинок в своём стремлении такую модель изобразить, до него это уже сделали два американца: Фукуяма и Сбигнев-Бжезинский. Итак,  но что же нам нарисовало воображение Хантингтона?
Судя по названию книги первым делом следует разобраться, что автор понимает под термином "цивилизация". Имеет ли он ввиду, что пчёлы уже нападают на муравьёв, а цивилизация крыс скоро объявит войну людям ввиду нарастающих противоречий? Нет не имеет. Не всё так просто.

Сэм пишет, что цивилизация - это максимально общая культурная идентичность, которая только возможна. Можно конечно идентифицировать себя с людьми и таким образом со всем человечеством, но эта идентичность во-первых крайне не выражена, во всяком случае до какого-нибудь инопланетного вторжения, хотя эту возможность ученый исключает и поэтому даже не пишет о ней, а во-вторых её нельзя выделить по глубоким и существенным признакам.

Далее, согласно его концепции цивилизация формируется по двум основаниям (глубоким и существенным):
  1. Религия
  2. Язык
С доминирующей ролью первого. Именно религия является основным объединяющим критерием, потом язык уже постольку поскольку. Именно эти два фактора (основополагающие любой культуры) на его взгляд выходят на первый план в современном мире. Хантингтон также называет это явление "реваншем Бога".

Имея ввиду эти критерии в мире можно выделить максимум 9 цивилизаций:

Примерно такая модель получается у Хантингтона. Картинка любезно предоставлена Википедией )

Самой могущественной на данный момент является Западная цивилизация (Синяя). Хотя она не универсальная и не единственная.

Итак, с акторами всё понятно. В чем проблема? А проблема в том, что мирное существование этих культур (цивилизаций если угодно) дело весьма и весьма сложное. Ценности не просто разные, но в некоторых случаях наблюдается ярко выраженный антагонизм. Между цивилизациями имеются так называемые "линии разлома", откровенно конфликтные области. Степень конфликтности между разными культурами можно выразить следующей схемой (опять же любезно предоставленной википедией)

Проявляется всё это в напряженной обстановке и локальных конфликтах между странами различных культур. Причем локальный конфликт между двумя такими странами расширяется путём прямого или косвенного участия в нём "братских" стран (стран той же цивилизации) каждой из сторон-участников. Этот феномен Сэмюэль назвал "Cиндром братских стран".

Неутешительные выводы из своей же концепции делает Сэмюэль Хантингтон. Признавая различие и даже равенство цивилизаций он очень скептично настроен по поводу так называемой концепции "диалога культур". 

Вот какие выводы он делает:
  1. Противоречия между культурами важны и реальны.
  2. Цивилизационное самосознание возрастает.
  3. Конфликт между цивилизациями придёт на смену всем другим конфликтам (например идеологическим)
  4. Международные отношения будут всё больше девестернизироваться
  5. Эффективные международные институты будут складываться скорее внутри цивилизаций, нежели между ними.
  6. Конфликты между цивилизациями будут более частыми, более затяжными и более кровопролитными, чем внутри цивилизаций.
  7. Главной осью международной политики станут отношения между Западом и не Западом.
  8. В ближайшем будущем основные конфликты будут между Западом с одной стороны и Исламской и Конфуцианской цивилизациями с другой.
В связи с этим Хантингтон предлагает:
  1. Укрепление сотрудничества в рамках собственной цивилизации, в частности между Европой и Северной Америкой.
  2. Вестернизация и интеграция в состав Западной цивилизации Восточной Европы и Латинской Америки, поскольку они наиболее близки к ней. (в культурном плане)
  3. Поддержка и расширение сотрудничества с Россией и Японией.
  4. Предотвращение разрастания локальных конфликтов.
  5. Ограничение военного развития Исламской и Конфуцианской цивилизаций.
  6. Не сокращать военную мощь Запада и удерживать военное превосходство в Восточной и Юго-Западной Азии.
  7. Поддержка других цивилизаций симпатизирующих западным ценностям.
  8. Укрепление международных институтов отражающих и легитимирующих западные интересы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий