понедельник, 7 марта 2011 г.

Работа В. И. Ленина "Государство и революция"

"Я не помню Ленина живьём, я его застал уже холодным,
Говорят был дерзким пацаном, поимел державу принародно,
Отнял у богатых кошельки и подвёл под новые понятия,
Дескать, все отныне босяки, вот такая значит демократия"
(с) Трофим - Ленин
В пятом издании полного собрания сочинений этого плодовитого автора, изданного в1969 году, работа "Государство и революция" находится в 33-ем томе.

По словам самого автора с первых страниц его труда, написал он его затем чтобы восстановить истинное учение Маркса о государстве. Которое ныне подвергается искажениям с самых разных сторон (кстати, насчет ныне, работа написана в августе-сентябре 1917 года).

Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены.
Итак, государство существует не извечно. Были общества, которые обходились без него, которые понятия не имели о государстве и государственной власти. На определенной ступени экономического развития, которая необходимо связана была с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью. Мы приближаемся теперь быстрыми шагами к такой ступени развития производства, на которой существование этих классов не только перестало быть необходимостью, но становится прямой помехой производству. Классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением классов исчезнет неизбежно государство. Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором.
Цитирует Ленин Энгельса. Здесь он критикует прочие искажения марксистской теории по двум позициям:
  1. Непримиримость классов. Государство не есть инструмент примирения классов, оно есть его результат и если бы вообще такое примирение было бы возможно государство бы и не появилось.
  2. Необходимость революции. Отмирание государства о котором говорит Энгельс на самом деле есть отмирание социалистического государства, которое возникнет только после революции, буржуазное же государство должно быть уничтожено.
То есть для создания условий для отмирания государства необходимо уничтожить буржуазное государство и создать социалистическое, государство здесь же остаётся орудием насилия и принуждения, но принуждает он на этой стадии эксплуататорский класс - буржуазию. На этом этапе и устанавливается "диктатура пролетариата".

Главное в учении Маркса есть классовая борьба. Так говорят и пишут очень часто. Но это неверно. И из этой неверности сплошь да рядом получается оппортунистическое искажение марксизма, подделка его в духе приемлемости для буржуазии. Ибо учение о классовой борьбе не Марксом, а буржуазией до Маркса создано и для буржуазии, вообще говоря, приемлемо. Кто признает только борьбу классов, тот еще не марксист, тот может оказаться еще невыходящим из рамок буржуазного мышления и буржуазной политики. Ограничивать марксизм учением о борьбе классов — значит урезывать марксизм, искажать его, сводить его к тому, что приемлемо для буржуазии. Марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата.
На вопрос чем заменить разбитую государственную машину Ленин отвечает ссылаясь на опыт парижской коммуны, которую анализировал Маркс.

Итак, разбитую государственную машину Коммуна заменила как будто бы «только» более полной демократией: уничтожение постоянной армии, полная выборность и сменяемость всех должностных лиц. Но на самом деле это «только» означает гигантскую замену одних учреждений учреждениями принципиально иного рода. Здесь наблюдается как раз один из случаев «превращения количества в качество»: демократия, проведенная с такой наибольшей полнотой и последовательностью, с какой это вообще мыслимо, превращается из буржуазной демократии в пролетарскую, из государства (= особая сила для подавления определенного класса) в нечто такое, что уже не есть собственно государство.
Подавлять буржуазию ещё необходимо, но это делает уже не меньшинство, а большинство и делает это само, то есть без создания какой-то особой силы и в этом смысле государство начинает отмирать.

Энгельс о преодолении демократии

Демократия не тождественна с подчинением меньшинства большинству. Демократия есть признающее подчинение меньшинства большинству государство, т. е. организация для систематического насилия одного класса над другим, одной части населения над другою.
Мы ставим своей конечной целью уничтожение государства, т. е. всякого организованного и систематического насилия, всякого насилия над людьми вообще. Мы не ждем пришествия такого общественного порядка, когда бы не соблюдался принцип подчинения меньшинства большинству. Но, стремясь к социализму, мы убеждены, что он будет перерастать в коммунизм, а в связи с этим будет исчезать всякая надобность в насилии над людьми вообще, в подчинении одного человека другому, одной части населения другой его части, ибо люди привыкнут к соблюдению элементарных условий общественности без насилия и без подчинения.
Переход к коммунизму

Развитие вперед, т. е. к коммунизму, идет через диктатуру пролетариата и иначе идти не может, ибо сломить сопротивление эксплуататоров-капиталистов больше некому и иным путем нельзя.
Эта самая диктатура ничем не противоречит той демократии о которой говорилось ранее. Цитируя Маркса, Ленин утверждает, что демократия в рамках капиталистического общества, т. е. стесненная эксплуатацией классов есть демократия для богатых (для меньшинства), в то время как диктатура пролетариата, как раз и есть демократия большинства, в период до наступления коммунизма.

Коммунизм.

На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидуумов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, — лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: "Каждый по способностям, каждому по потребностям".
Цитирует Ленин Маркса и заканчивает:

С того момента, когда все члены общества или хотя бы громадное большинство их сами научились управлять государством, сами взяли это дело в свои руки, «наладили» контроль за ничтожным меньшинством капиталистов, за господчиками, желающими сохранить капиталистические замашки, за рабочими, глубоко развращенными капитализмом, — с этого момента начинает исчезать надобность во всяком управлении вообще. Чем полнее демократия, тем ближе момент, когда она становится ненужной. Чем демократичнее «государство», состоящее из вооруженных рабочих и являющееся «уже не государством в собственном смысле слова», тем быстрее начинает отмирать всякое государство.

Ибо когда в с е научатся управлять и будут на самом деле управлять самостоятельно общественным производством, самостоятельно осуществлять учет и контроль тунеядцев, баричей, мошенников и тому подобных «хранителей традиций капитализма», — тогда уклонение от этого всенародного учета и контроля неизбежно сделается таким неимоверно трудным, таким редчайшим исключением, будет сопровождаться, вероятно, таким быстрым и серьезным наказанием (ибо вооруженные рабочие — люди практической жизни, а не сентиментальные интеллигентики, и шутить они с собой едва ли позволят), что необходимость соблюдать несложные, основные правила всякого человеческого общежития очень скоро станет привычкой .

И тогда будет открыта настежь дверь к переходу от первой фазы коммунистического общества к высшей его фазе, а вместе с тем к полному отмиранию государства.
Вернее сам Ленин на это не заканчивает эту работу, он ещё не всех успел обругать и продолжает это делать ещё на протяжении пары десятков страниц. Ну а мы закончи.

Цитаты взяты из 33-го тома 5-го издания полного собрания сочинений Владимира Ильича Ленина от 1969 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий