среда, 9 марта 2011 г.

Фукуяма Фрэнсис и его работы "Конце истории" и "Великий разрыв"

Фукуяма Фрэнсис, родился в Чикаго, в 1952 году и до сих пор не умер. Американский политический философ и экономист.
В 1989 году на радостях от окончания Холодной войны пишет статью с названием "Конце истории?", через 3 года на её основе издаёт целую книгу. Там он рисует модель сложившегося после этой самой войны мирового порядка. Позже он ещё раскается в этом, но тогда он пишет буквально следующее:
Триумф Запада, западной идеи очевиден прежде всего потому, что у либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив.
То, чему мы, вероятно, свидетели, – не просто конец холодной войны или очередного периода послевоенной истории, но конец истории как таковой, завершение идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления.
 Такой вот оптимистичный парень этот Фукуяма.
Появляющееся в конце истории государство либерально – поскольку признает и защищает, через систему законов, неотъемлемое право человека на свободу; и оно демократично – поскольку существует с согласия подданных.
В уходящем столетии либерализму были брошены два главных вызова – фашизм и коммунизм. Согласно первому, политическая слабость Запада, его материализм, моральное разложение, утеря единства суть фундаментальные противоречия либеральных обществ; разрешить их могли бы, с его точки зрения, только сильное государство и “новый человек”, опирающиеся на идею национальной исключительности. Как жизнеспособная идеология фашизм был сокрушен Второй мировой войной.
Гораздо более серьезным был идеологический вызов, брошенный либерализму второй великой альтернативой, коммунизмом. Маркс утверждал, на гегелевском языке, что либеральному обществу присуще фундаментальное неразрешимое противоречие: это – противоречие между трудом и капиталом. Впоследствии оно служило главным обвинением против либерализма. Разумеется, классовый вопрос успешно решен Западом.
Это ни в коем случае не означает, что международные конфликты вообще исчезнут. Ибо и в это время мир будет разделен на две части: одна будет принадлежать истории, другая – постистории. Конфликт между государствами, принадлежащими постистории, и государствами, принадлежащими вышеупомянутым частям мира, будет по-прежнему возможен. Сохранится высокий и даже все возрастающий уровень насилия на этнической и националистической почве, поскольку эти импульсы не исчерпают себя и в постисторическом мире. Палестинцы и курды, сикхи и тамилы, ирландские католики и валлийцы, армяне и азербайджанцы будут копить и лелеять свои обиды. Из этого следует, что на повестке дня останутся и терроризм, и национально-освободительные войны. Однако для серьезного конфликта нужны крупные государства, все еще находящиеся в рамках истории, но они-то как раз и уходят с исторической сцены.
Это, если очень кратко, суть всей его статьи и работы "Конец Истории". Ещё пять лет ему понадобилось чтобы в статье "Конец истории: 5 лет спустя", написать что они имел ввиду во все не факт, а тенденцию. Конец истории наступит, но пока он откладывается, говорит Фукуяма продолжая верить в идеал либеральной идеологии, будь то хорошо или плохо.

И ещё одна работа о которой следует сказать глядя на заголовок - "Великий разрыв", вышедшая в 1999 году и 5 лет назад даже переведена на русский язык. 

Сравнивая данные по развитым странам Запада, в «Великом разрыве» он подчеркнул, что с середины 1960-х в развитых странах резко усилились негативные явления, вызванные дезорганизацией семейных отношений, ростом преступности и падением доверия между людьми. Происходит резкое повышение уровня преступлений всех видов, растут бродяжничество, пьянство и т. п. Что касается института семьи, то и здесь наблюдается резкое падение рождаемости, постоянно растет уровень разводов, а так же процент детей, рожденных вне брака. Самое главное, по мнению Фукуямы – рост недоверия между людьми, одновременный упадок доверия к общественным институтам и друг к другу. Все это и есть, как назвал его Фукуяма, Великий Разрыв – рост состояния аномии, потери ориентации в жизни, некоей «промежуточности», когда старые нормы деформированы или разрушены, а новых еще нет. Общество фрагментизируется, превращаясь в толпу одиночек.

Те проблемы современных развитых обществ, которые выразились в Великом Разрыве, возникли, по мнению Фукуямы, из-за чрезмерной индивидуализации людей. Подтверждением этому служат, например, богатые азиатские страны с традиционным доминированием коллективистских ценностей (Япония). Им пока удается избежать (или, по крайней мере, временно предотвратить) многие негативные последствия Великого Разрыва. Впрочем, Фукуяма считает маловероятным, чтобы азиатским странам удалось в течение нескольких поколений придерживаться традиционных ценностей. Их тоже ждет свой Великий Разрыв, но несколько позже.
Пишут по поводу этой работы в "Кругосвете". Казалось бы как с такими выводами можно всё ещё оставаться оптимистом, но Фукуяма остаётся и прогноз выдаёт весьма  и весьма оптимистичный - ценности сформируются, общество реорганизуется... Учитесь не унывать у этого парня, всё таки это куда сложнее когда смотришь на вещи реально, а не повторяешь вариации мантр на тему как всё хорошо и замечательно и будет ещё лучше, или смотришь новости по каналу Россия 1.

Литература:

  • Фукуяма Ф. - Конец Истории?
  • Энциклопедия "Кругосвет"
  • Wikipedia

Комментариев нет:

Отправить комментарий