четверг, 10 февраля 2011 г.

Политическая теория Древней Индии

Первые города-государства на территории Древней Индии появляются в третьем тысячелетии до нашей эры, однако о них практически ничего неизвестно. Считается, что власть, скорее всего, принадлежала жрецам. Ничего неизвестно о социальной структуре, а в середине второго тысячелетия цивилизация таинственным образом исчезает.

Новый этап начинается с середины второго тысячелетия, когда на территорию Индии проникают арийские племена. Источниками политической и правовой мысли древних арийцев, заселивших Индостан были "Веды" (Санскритское слово, которое означает "ведение","знание"). В "Ведах" говорится о делении общества на 4 варны, которые созданы из Пуруши (мирового тела и духа): Брахманы (из уст), Кшатрии (из рук), Вайшьи (из бёдер) и Шудра (из ног). Члены всех варн были свободны, рабы не входили ни в одну из варн, но их положение было неравноправным. Брахманы (жрецы) и Кшатрии (воины) занимали привилегированное положение по отношению к Вайшьи (крестьяне, ремесленники, торговцы) и Шудра (свободные низы).

Следующим памятником древнеиндийской мысли являются Упанишады, возникновение которых относится к XI - VI векам до н. э. Согласно "Ведам" и "Упанишадам" все варны должны следовать предопределенной для них божественной дхарме - закону, долгу, обычаю, правилу поведения. Многочисленные дхармасутры и дхармашастры - правовые сборники, составленные различными школами брахманизма и закрепляли господствующее положение белой варны.

Примерно ко II веку до нашей эры относится письменное оформление основанное на более древних источниках известного политико-правового памятника - "Законов Ману". В них также воспроизводятся и защищаются соответствующие положения Вед и Упанишад о делении общества, неравенстве и т. д. Особое внимание уделяется руководящему положению Брахманов и их исключительным правам на толкование и защиту Дхармы. Всё, что существует в мире - собственность брахмана вследствие превосходства рождения. Примечательно, что при всём своем высоком и даже божественном статусе Царь должен прислушиваться с советам брахманов, учиться у них знанию Вед и искусству управления.

Существенная роль в "Законах Ману" отводится наказанию (данда). 
Наказание - царь, оно - мужчина, оно - вождь и оно - каратель...Если бы царь не налагал неустанно Наказание на заслуживающих его, то более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле... Никто не имел бы собственности и произошло бы перемещение высших и низших. Весь мир подчиняется только посредством Наказания!
Используя представление о переселении душ "Законы Ману" наряду с земными, перечисляют и загробные наказания ожидающие нарушителей Дхармы.

Сиддхартха
в народе прозванный Буддой (просветленным), выступал с критикой ряда положений Вед, Упанишад и в целом идеологии Брахманизма. Он отвергает мысль о боге как о верховном нравственном существе и правителе мира. С позиций признания нравственно-духовного равенства людей критикует систему варн и принцип их неравенства. Брахман - это не член привилегированной варны, а любой человек достигший совершенства путём личных усилий. Дхарма - управляющая миром природная закономерность. Умеренное применение наказаний подчеркивалась в "Дхаммападе" IV - III в. до н. э. в противоположность "Законам Ману". Во время правления Ашоки (268-232 г.) объеденившего Индию, буддизм стал государственной религией.

Артхашастра
Заметный отход от идеологии брахманизма наблюдается также в другом политико-правовом памятнике Древней Индии. Написанная в IV - III веках до н. э. влиятельным советником и министром царя Чандрагупты первого Каутильей (Чанакья), Артхашастра - имела значительный уклон в сторону рационализации представлений о государстве и праве.

Относя к наукам Философию, Учение о трёх Ведах, Учение о хозяйстве и Учение о государственном управлении, трактат подчеркивает, что философия исследует законное и незаконное в Учении о Ведах, пользу и вред в Учении о хозяйстве и верную и неверную политику в Учении о госуправлении.

Практическая польза (артхе) выступает в трактате, как основа и ведущий принцип политических действий. Этому принципу подчинена сильная карающая власть и сохранение варн.

Реферирование с элементами вольного пересказа выполнено с источников:
  1. Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений, учебник для ВУЗов, 2-ое издание, НОРМА-ИНФРА Москва 1995 год.
  2. Лекции по истории политических и правовых учений, рукопись, ТюмГУ, 2006-07
   

Комментариев нет:

Отправить комментарий