четверг, 10 февраля 2011 г.

Политическая теория Древнего Китая

До Лао-Цзы
В середине второго тысячелетия до нашей эры появляются трактаты на политические темы, первым из которых был "Шу-Цзин", идея "Тань-Минь" - право неба. Небо есть идеал, а Земля - его отражение, тень. Небо дарует власть Императору и ставит условия, которые он обязан выполнять и поддерживать порядок на земле.
Чжоу-Гун в XI - X в. до н. э. прорабатывает теорию смены династии. Прежде всего у претендента на трон должны быть - честность, справедливость, благочестие. Идеал правителя - мудрец, философ.
Гуань-Чжун говорит о 2-х возможных путях государственного управления: Ба-Дао и Ван-Дао, первое основано на силе, второе на законах, справедливости и честности.
Наивысшего расцвета политическая мысль достигает к V в. до н. э.

Лао-Цзы
И начать здесь необходимо с основателя даосизма - одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской философской и социально-политической мысли. Лао-Цзы родился примерно в VI в. до н. э. если он вообще когда-либо рождался, так как уже ко II в. до н. э. отец китайской истории Сыма Цянь не решался утверждать что-либо относительно Лао-Цзы. Считается, что философ предпочитал жить "не оставляя следов", менял имена и многие годы провел отшельником. В ряде древних книг упоминается, что сам Конфуций спрашивал у него поучения. И именно ему приписывается авторство небольшого трактата "Дао де Цзинь".

В отличие от традиционно-теологического понимания Дао, как небесной воли в Дао де Цзынь оно понимается как естественный ход вещей, фундаментальный закон не зависящий от чьей-либо воли.

Все недостатки современного ему общества Лао-Цзы приписывает отклонению от Дао, при этом считая, что порядок должен восстановиться самопроизвольно, а действия людей лишь мешают этому. => Существенная роль отводится принципу недеяния, "трудно управлять народом оттого, что власти слишком деятельны". Всё неестественное (культура, законодательство, даже государство) - отклонение от Дао и ложный путь. Лао-Цзы призывал к патриархальной простоте минувших дней, жизни в маленьких разобщенных поселениях, отказу от письменности и орудий труда. 

Кун-Фу-Цзы (551-479 г. до н. э.)
Родился в царстве Лу, в благополучной семье знатного происхождения. Его взгляды изложены в книге "Лунь Юй", которая была написана его учениками. Опираясь на традиции Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется как большая семья. Власть Императора уподобляется власти отца, а отношения господ и подданных - семейными отношениями, где младшие зависят от старших. Таким образом он выступал за аристократическую модель управления, правда эта была аристократия добродетели и знания, а не родства и богатства, чем и отличалась от существующих реалий. Хотя в целом ему и его последователям характерно скорее компромиссное нежели критическое отношение к существующим порядкам. Мораль благородных мужей определяет мораль низких людей, если власть стремится к добродетели, то народ также. Основная добродетель подданных - преданность, послушание, почтительность. Богатства должны распределятся равномерно во избежание неравенства в обществе. Завоевывать же другие царства (как внешние так и внутренние), необходимо не силой, но образованием и моралью. Регулирование социальных отношений посредством норм добродетели Конфуций резко противопоставляет законам, поскольку от наказания человек всегда будет стараться уклониться, а с помощью добродетели и ритуала народ будет знать стыд и исправится. Конфуцианство во втором веке до нашей эры уже было признано официально идеологией и стало играть роль государственной религии.

Мо-Цзы (479-400 г. до н. э.)
Родился в семье ремесленников и выйдя из низов, хорошо знал их жизнь. Даже добившись известности продолжал вести весьма скромный образ жизни и учился до конца своих дней. Развивал идею естественного равенства всех людей и выступил с обоснованием договорной концепции образования государства, в основе которой лежит идея принадлежности Верховной Власти народу. Мо-Цзы стоит у истоков легизма где право ассоциируется не только с ритуалом (Ли), но и с наказанием (Син). Легизм рассматривает отношения государства (власти) и общества (народа), как антагонистические. Если сильнее народ - государство слабое, если власть, то оно могущественно. => Сторонник жесткой централизованной власти.

Реферирование с элементами вольного пересказа выполнено с источников:
  1. Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений, учебник для ВУЗов, 2-ое издание, НОРМА-ИНФРА Москва 1995 год.
  2. Лекции по истории политических и правовых учений, рукопись, ТюмГУ, 2006-07

Комментариев нет:

Отправить комментарий