суббота, 12 февраля 2011 г.

Политическая теория Европейского Средневековья

Средние века - эпоха догм и комментариев. Эпоха расцвета философской и политико-правовой мысли закончилась. За весь период Средних Веков, начало которых связывают с падением Римской Империи (V в н. э.), а концом, вероятно, стоит считать начало Реформации в 1517 году, в Европе упоминания достойны 2 имени, 2 столпа философской и политико правовой мысли: Аврелий "Блаженный/Святой" Августин и Фома "Доктор Ангеликус" Аквинский. Первый хоть и умер незадолго до того времени, какое сейчас принято называть началом средневековья, тем не менее причисляется к ним (например в билетах к государственному экзамену по политологии в ТюмГУ, хотя в менее авторитетных источниках вроде учебника по ИППУ под редакцией член-корреспондента РАН, профессора В. С. Нерсесянца - не причисляется).

Аврелий
Августин родился в 354 году нашей эры в городе Тагасте провинции Нумидия, ныне городок Сук-Ахрас на северо-востоке Алжира.
Лев Тагаста

Панорама города (время настоящее естественно, фотографии того времени как-то не сохранились)

Семья среднего достатка, правда отец-алкоголик с характерными периодическими вспышками ярости. Мать спасалась в религии, воспитывала сына в строгом христианском стиле и все надежды возлагала на него. Не то чтоб она сильно ошибалась в долгосрочной перспективе, но будучи подростком Августин крадёт груши, много пьёт, гуляет (если вы конечно понимаете о чем я). После смерти отца у матери остались деньги чтобы он смог продолжить обучение в Карфагене, там вдали от матери он полюбил 2 вещи: театр и публичный дом. Впрочем, довольно биографии, пора переходить к вкладу в науку политическую и правовую.

Основные его взгляды на этот счёт изложены в сочинениях "О граде Божьем", "О свободной воле" и ряде других. Согласно Августину все социальные, государственные и правовые учреждения - результат грехопадения человека. Сама эта греховность предопределена замыслом Бога, наделившего человека свободной волей, то есть способностью жить не "по-божьи", а "по-своему", это есть ключевое сходство человека с дьяволом. Греховность государственно-правовой жизни проявляется в господстве человека над человеком, таким образом оправдывается и рабство, хотя оно и противоречит первоначально созданной человеческой природе. 

Весь род людской делится на две категории, живущие "по-Богу" (символично названные градом Божьим) и живущие "по-своему" (земной град). Такой порядок носит временный характер, он продлится до второго пришествия Христа, когда благочестивые получат "ангельскую жизнь", а нечестивые подвергнутся "вторичной смерти". До тех пор пока это время не наступило, Августин выступает в защиту сложившегося порядка, правда с оговоркой, что он не должен чинить препятствий христианской религии.

Причина зла - свободная воля и её извращенность. Зло - это то, что человек совершает и то, что терпит, грех и наказание. Зло связано с человеческими взаимоотношениями с свободной волей, Бог таким образом за зло не отвечает.

В вопросах о различных формах человеческой общности Августин пользуется модифицированными взглядами Цицерона (С трудами которого он был хорошо знаком, именно Цицерон обучил его думать, как следует), выделяя такие общности как семья, государство, общность языка, человечество и универсальная общность богов и людей. По поводу определения государства у Цицерона, он замечает, что оно больше подходит для определения Церкви, ибо общность только тогда основывается на праве когда сочетается с истинной справедливостью (верой в единого бога).

Говоря о формах правления Августин не сосредотачивается на преимуществах той или иной, по его мнению если в государстве сохраняется справедливость и уважение к религии, то все формы хороши и достойны того, чтобы им подчиняться. Развивает концепцию доминирования Церкви надо государством, правда считаясь с реальностью часто называет её пленницей несовершенного порядка.

Человек существо слабое и греховное, вечно зависящее от Бога вечно к нему стремящееся, его единственное спасение - приобщение к церкви. 

Выделяет три категории закона:
  1. Божественный
  2. Естественный
  3. Человеческий
Идеи Августина стали классикой мировой философии и значительно повлияли на право и политику в Средние Века.

Фома
Аквинский умер 7 марта 1274 года и сразу вознесся на небеса. 49 лет спустя он был причислен к лику святых; в 1879 году папа Лев XIII провозгласил работы Аквината «единственно истинной философией». Фома Аквинский, таким образом, порвал с великой философской традицией накапливания заблуждений. Это ставит его на особое место среди остальных философов (и, вероятно, в философии в целом). Похоже, что к сказанному им нечего добавить. Если вы, конечно, не считаете, что наше мышление достигло прогресса со времен крестового похода детей и пояса девственности. (с) Пол Стретерн
Мы бы с радостью согласились с папой Львом XIII и повычеркивали к черту из ГЭКа все остальные вопросы по Истории Политико-Правовых Учений, а также Политической Философии и даже более подробно рассмотрели жизнь и творчество этого Великого ученого. Увы, нам приходится считаться с реальностью и изучить заблуждения других авторов, поэтому пройдемся кратко по основным моментам политической и правовой мысли Доктора Ангеликуса.



Итак, о государстве, законе и праве святой Фома размышляет в трудах "О правлении властителей", "Сумма теологии" и некоторых других.

Целью является примирение в одной теории взглядов Аристотеля и догм католической церкви. Человек - существо политическое и не может жить вне общества, повторяет Аквинат вслед за Аристотелем, так появляется государство. Сам процесс его образования подобен процессу сотворения мира Богом. Цель государства - общее благо, осуществиться которое может только в условиях неравенства, ибо "совершенство вселенной требует, чтобы в вещах присутствовало неравенство, дабы осуществились все степени совершенства".

Для доказательства приоритета духовной власти над светской Фома вводит следующую модель. Государственная власть состоит из трёх элементов: сущности, формы и использования. Сущность власти - это порядок отношений господства-подчинения при котором воля лиц наверху иерархии движет низами. Такой порядок заведён Богом. => Власть божественна по своей сути. Однако способы завладения властью, второй элемент (формы), могут быть дурными и несправедливыми. Также властью можно злоупотреблять. Таким образом второй и третий элементы государственного управления могут быть не божественными, а происходит это тогда, когда правитель либо несправедливо приходит к власти, либо царствует не по справедливости. В таком случае народ имеет право восстать против несправедливого правителя и свергнуть его, однако окончательное решение по этому вопросу должна принимать Церковь.

Из форм правления лучшей является Монархия по двум причинам:
  1. Сходство с мирозданием вообще (1 Бог - 1 Монарх)
  2. Исторического опыта, который по мнению Фомы демонстрировал преимущество монархической формы правления.
Фома тщательно изучал Аристотеля и имел представления о всех других формах правления, но в качестве лучшей выделял именно монархию, которую делил на 2 вида: абсолютную и политическую, в последней власть монарха ограничена законом, а также весомую роль играют крупные феодалы, ей он и отдавал предпочтение.

Теория закона
Согласно Аквинату все законы связаны между собой нитями субординации. Вечный закон заключен в боге и тождественен ему, от него происходят все остальные законы, а именно: естественный, который есть ни что иное, как отражение вечного закона в человеческом разуме, он предписывает стремится к самосохранению, продолжению рода, поиску истины (бога) и уважению достоинства других. Конкретизацией естественного закона служит закон позитивный (человеческий), задача которого силой и страхом заставлять людей творить добро и избегать зла :)

Есть ещё один закон, божественный, он дан в Библии и необходим по двум причинам: во-первых, человеческий закон не способен полностью истребить зло, во-вторых разум человека несовершенен и поэтому не всегда может прийти к правильному представлению о правде, тут то на помощь и приходит эта авторитетнейшая книга с божественным законом.

Томас "Доктор Ангеликус" Аквинат, он же Фома Аквинский защитник папства и феодально-монархического строя воинствующий и непримиримый по отношению к их врагам. 

Реферирование с элементами вольного пересказа выполнено с источников:

  1. Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений, учебник для ВУЗов, 2-ое издание, НОРМА-ИНФРА Москва 1995 год.
  2. Лекции по истории политических и правовых учений, рукопись, ТюмГУ, 2006-07
  3. Стретерн Пол Фома Аквинский за 90 минут

Комментариев нет:

Отправить комментарий