четверг, 10 февраля 2011 г.

Генезис политико-правовых учений в Древнем Востоке (Египет, Месопотамия).

В древности не существовало политических трактатов. Политические мысли содержались в трактатах мифологических и религиозных => Все идеи пронизаны религиозными и мифологическими представлениями.
Политика представлялась, как результат божественного порядка. Власть носила сакральный характер и прочно ассоциировалась с личностью царя (первыми правителями Египта были боги и все остальные имели божественное происхождение) Общество представляло собой пирамидальную структуру. Миф также выполнял функции господствующей идеологии: объяснял происхождение, легитимировал и сохранял существующий порядок.
Египет
Восхваление божественной справедливости, как основы социально-политического порядка на земле содержит ряд трудов того времени:
  1. Поучение Птахотепа (XXVIII в. до н. э.)
  2. Книга мертвых (XXV - XXIV в. до н. э.)
  3. Поучение гераклеопольского царя своему сыну (XXII в. до н. э.)
  4. Речение Ипусэра (XVIII в. до н. э.)
В "Поучении Птахотепа" присутствует идея о естественном равенстве (никто не рождается мудрым) и говорится, что правитель должен действовать согласно принципу Ка - высшей добродетели и справедливости.
В "Поучении гераклеопольского царя" правитель характеризуется, как творящий правду и стремящийся к справедливости.
В целом все эти труды изображают идеализированный порядок, с точки зрения высших слоёв древнеегипетского общества. Реальность само собой была несколько иной.
Междуречье
Известным политико-правовым памятником XVIII в. до н. э. являются Законы Хаммурапи. Справедливость о которой в них говорится подразумевает деление людей на свободных и рабов и неравенство между свободными (деление на сословия) и т. д.
Дальнейшее развитие связано с появлением Зороастризма, деятельностью Заратустры VIII в до. н. э. Основные положения: борьба добра (Ормузда) и зла (Аримана), эта борьба - смысл жизни, государство - земное воплощение царства Ормузда, Монарх - служитель Ормузда, сословное деление - результат свободного выбора специализации.

Реферирование с элементами вольного пересказа выполнено с источников:
  1. Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений, учебник для ВУЗов, 2-ое издание, НОРМА-ИНФРА Москва 1995 год.
  2. Лекции по истории политических и правовых учений, рукопись, ТюмГУ, 2006-07

Комментариев нет:

Отправить комментарий