вторник, 22 февраля 2011 г.

Политические теории Европейского Возрождения

Начало эпохи Возрождения связывают с кризисом римско-католической церкви, формированием антисхоластического мышления, гуманистической культуры, искусства и мировоззрения. Демонстративное обращение к примерам античности являлось прежде всего жестом неприятия и отрицания существующих доктрин. В борьбе со средневековой консервативно-охранительной идеологией возникла система качественно иных социально-философских взглядов.

В этом периоде (примерно с начала XIV по конец XVI, следует однако помнить об условности этих границ) необходимо выделить также эпоху Реформации начало которой связывают с опубликованием в 1517 году монахом ордена августинцев, профессором философии и теологии своих 95 тезисов о которых скажем позже. Реформация же представляла собой облеченное в религиозную форму буржуазное по социальной природе движение против феодального строя, серьёзный сдвиг в сторону секуляризации и "обмирщения" общественного сознания.

Макиавелли Коля (1469-1527)
Мы должны быть благодарны Макиваелли
и другим подобным ему писателям,
которые в открытую, ничего не темня,
показывали не то, как людям следовало поступать,
а то, как они обычно поступают.
(с) сэр Френсис Бэкон
Большой знаток античной литературы, дипломат, политик и просто автор таких работ как "Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия", "История Флоренции", "Мандрагора" в историю политических и правовых учений вошёл прежде всего, как автор "Государя".

В "Государе" Макиавелии раскрывает черты и закономерности деятельности государства персонифицируя его в правителе. Жанр трактата представляет собой поучение о том как быть хорошим правителем с одной существенной особенностью, которая имеет ключевое значения во всей политико-правовой концепции Николло Макиавелли. Отделяя политику от религии и этики, сосредотачиваясь на политике, как искусстве завоевания и удержания власти, истории и практике, под словом хороший Макиавелли понимает прежде всего профессиональный.  Профессионал - мастер своего дела, для политика это дело - завоевание и удержание власти, остальное вторично.

Введение самого термина - "государство", также связывают с именем Николло Макиавелли. Государство (ит. stato) понимается как аппарат управления подданными, народом, обществом, в него входят сам Государь, а также его советники, министры, чиновники. Государь не должен допускать чтобы власть была ещё в чьих-то руках, он должен концентрировать её только у себя.

"Государю" совершенно чуждо понимание народа, как носителя верховной власти. Там нет ни слова о правах народа на управление государством.

Государю следует опекать народ, при этом всегда помнить, что знать честолюбива, а народ - необузданная масса, которая легко прельщается внешними эффектами и успехами. Под словом "опекать" понимается не много: военные и полицейско-охранительные меры, да покровительство торговле, ремеслам и земледелию. 
Власть осуществляется нормально если подданные полностью повинуются государю. Есть два способа достижения такого повиновения: 
1) Любовь
2) Страх
Что эффективнее? Эффективнее, естественно, когда всё и сразу, но так редко бывает, ведь любовь не очень сочетается со страхом, так что коль приходится выбирать, то выбирать необходимо второе. Почему? Да потому что люди - существа эгоистичные и злобные, они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, их отпугивает опасность и влечёт нажива. Как добиться страха? Суровые законы, сильная армия (принудительная сила), жестокость наказания в любое время и своевременная расправа с лицами причисленными к врагам государства.

Гуманистический дух эпохи Возрождения аккуратно и тихо прошёл мимо этого труда. Республиканец и приверженец демократических институтов в других своих трудах Николло Макиавелли описал здесь идеального правителя прообразом которого послужил поистине сатанинский злодей, убийца, который безжалостно уничтожал всех своих оппонентов включая и некоторых родственников, который возвёл пытки в культ с дисциплинарной целью. Макиавелли очень хорошо подчеркнул различия бинарных оппозиций этики и политики, "добро-зло" у первой и "польза-вред (выигрыш-проигрыш)" у последней.

Мартин Лютер, просто Мартин Лютер. (Каково бы не было ваше желание, не добавляйте слово "Кинг" при рассказе об этом человеке, родился в 1483, умер в 1546)

В 1517 году он опубликовал известные "95 тезисов", в которых критиковал права церкви на выдачу индульгенций и другие эксклюзивные права римского папы и римско-католической церкви.

Главный тезис лютеровского учения - спасение достигается исключительно верой. Каждый оправдывается ею перед богом лично и не нуждается ни в каких услугах католической церкви. Все люди одинаково ничтожны перед богом и никто не имеет превосходства над себе подобными. Эта трактовка являлась едва ли не первой раннебуржуазной версией принципа равноправия.
Возможность верующим быть внутренне религиозными и вести истинно христианский образ жизни обеспечивается мирским порядком. Это обеспечивается благодаря светской власти, которая опирается на естественное право. Опираясь на него (а не на божественное) светской власти дозволено управлять только внешними поведением людей, вещами, имуществом. Свобода души, область веры и внутренний мир находятся вне юрисдикции государства. В сфере естественного права власти следует руководствоваться соображениями практичности. Властвует же правильно тот, кто рассматривает свою власть не как привилегию, но как бремя. Считает себя не господином, а скорее слугой народа. Хотя Лютер был и далек от демократических идей, учил не восставать против даже несправедливых монархов.

Крестьянско-плебейский лагерь, который возглавил Томас Мюнцер (1490-1525) по-своему развил учение Лютера, обратив реформационное движение в бескомпромиссную войну против любых эксплуататорских порядков, которая вылилась в крестьянскую войну в Германии (1524-1526). Мюнцер отрицал оправдание светского государства Лютера, и считал, что только обездоленный народ может править верно, ибо он лишен эгоизма. А для установление его власти необходимо взяться за оружие и это полностью оправдано целью. Мюнцер был реалистично мыслящим революционером и не предрешал в деталях будущей формы правления и способов управления. Он стремился к воплощению на земле "царства Божьего", где не будет ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной от народа государственной власти.

Жан Кальвин (1509-1564)
ещё один видный деятель Реформации, который жил и работал в Швейцарии. Согласно ему Бог заранее твердо определил кто спасётся, а кто нет. Точно знать о своей участи человек не может, как и изменить её но может догадываться по тому как ему живётся. Если дела у него идут успешно, он набожен, добродетелен и трудолюбив, значит Бог ему благоволит. Из этой догмы настоящий кальвинист делал вывод, что необходимо полностью посвящать себя профессии, быть бережным хозяином и презирать наслаждение и расточительность. (Что стало мощным импульсом к формированию буржуазных социально-экономических отношений и атмосфере капитализма).

Пробуржуазный характер носила и реформа церкви проведенная Кальвином. Церковные общины стали возглавлять пресвитеры, которых выбирали обычно из наиболее богатых мирян, а проповедники не имели священного сана и выполняли свои функции, как служебные обязанности.

Осуждая феодально-монархические круги Кальвин объявлял любую власть божественной, сопротивляться ей путём мятежа допускалось только государственным органам, церкви или представительным учреждениям и то только в тех случаях когда все другие способы не подействовали. Наихудшая форма правления по Кальвину - демократия. Предпочтения отдавал  олигархии. 

Отличительное свойство кальвинизма - жесткая религиозная нетерпимость, которая находила своё применение на практике в период с 1541 по 1564 года, когда Кальвин руководил Женевской консисторией, которая фактически подчинила Магистрат города, за гражданами была установлена тотальная слежка, введена жесткая всеобъемлющая регламентация жизни, за малейшие нарушения которой следовало жестокое наказание. Нормой были казни тех, в ком усматривали еретиков.

Кальвинизм сыграл заметную роль в дальнейшем развитии буржуазной Западной Европы, в том числе содействовал первой буржуазной революции (Голландия).

В последнюю треть XVI века кальвинизм под прикрытием ночи нелегально пересекает французскую границу. Во Франции начинается непримиримая и жёсткая война между протестантами и католиками. В начавшемся хаосе складывается мнение, что даже тирания лучше смуты. О том, что делать и кто виноват или каким образом королевская власть может быть способной в любом случае защитить и реализовать государственные интересы пишет французский политический мыслитель

Жан Боден

в своём труде "Шесть книг о республике", где под республикой он имеет ввиду вообще любое государство. А Государству Боден даёт следующее определение: Государство - это управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву.

Во всех 6 книгах далее он раскрывает это понятие. Содержание этих книг следующее:
  1. Основы социальной общности
  2. Формы государства
  3. Институты
  4. Перемены в устройстве государства и контроль за ними
  5. Приспособление к обстоятельствам и задачи государства
  6. Средства власти и вопрос о лучшей государственной форме
Первичная ячейка государства - семья, как видно из определения, государство же образуется путём договора и цель его защищать человека от внешних и внутренних угроз и заботиться об истинном счастье индивидов (которое заключается в познании Бога).

Крупнейший же вклад Бодена в политическую науку заключается в разработке понятия "суверенитет". Суверенитет по Бодену есть высшая абсолютная власть, которая не знает никаких ограничений для проявления своего могущества.

Он выделяет 5 признаков суверенитета:
  • Издание законов адресуемых всем без исключения жителям и учреждениям государства
  • Решение вопросов войны и мира
  • Назначение должностных лиц
  • Действия в качестве высшего суда, суда последней инстанции
  • Помилование
Тем не менее, при всей своей неограниченности власть должна соблюдать законы божественные и естественные. Нельзя также вмешиваться в дела семьи, нарушать принцип веротерпимости и взимать подати без согласия. Суверен издает законы, но не создаёт право, ибо право - это справедливость, а закон - приказ.

Суверенитет кроется в свободных и разумных существах составляющих народ, которые в результате договора передают его одному лицу. Боден убежденный сторонник суверенной (абсолютной) монархической власти.

По способу осуществления власти Боден делит все государства на 3 типа: законные, вотчинные, тиранические. Законные - это те, где народ повинуется законам суверена, а суверен законам природы, сохраняя за подданными их естественную свободу и собственность. Вотчинные - те, где суверен силой оружия сделался обладателем имущества и людей и правит ими, как отец семейства. Тиранические - те, где суверен презирает естественные законы правит подданными, как рабами, а их собственностью распоряжается как своей.

Реферирование с элементами вольного пересказа выполнено с источников:
  1. Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений, учебник для ВУЗов, 2-ое издание, НОРМА-ИНФРА Москва 1995 год.
  2. Издательство "Вектор", Санкт-Петербург, Николло Макиавелли за 60 минут, 2006 год.

Комментариев нет:

Отправить комментарий